"Образ дитини в оповіданнях І.Буніна" - Методична скарбничка - Зал засідань - Зал засідань - Вітальня Клубу гуманітарників "Учитель року"
Вівторок, 06.12.2016, 08:45
Вітаю Вас Гість RSS
Вітальня Клубу гуманітаріїв "Вчитель року"

Сайт Всеукраїнської громадської організації «Клуб учасників конкурсу "Вчитель року" в гуманітарних номінаціях»


ГоловнаЗал засіданьРеєстраціяВхід
Меню сайту
Форма входу
Категорії розділу
Авторські уроки із світової літератури [10]
Уроки до курсу "Художня культура" [0]
Методична скарбничка [4]
Життя сайту
Пошук
Головна » Статті » Зал засідань » Методична скарбничка

"Образ дитини в оповіданнях І.Буніна"
Методичний коментар

Уроки було присвячено ювілею Івана Олексійовича Буніна. Для знайомства з творчістю першого російського нобеліанта пропоную два мініатюрних оповідання, що були створені митцем в один день. Ці твори з точки зору видів аналізу художнього тексту теж дуже цікаві: внутрішній світ героїв розглядається з точки зору психологічного аналізу, увага до слова як елемент лінгвістичного аналізу, новозавітні образи («босі ноги» героїні) у тексті мають спільні точки дотику з культурологічним аналізом тощо.
Тема: Образ ребенка в рассказах И.А.Бунина
Цели урока:
1. Содержательная: помочь ученикам перейти от уровня знания содержания к уровню понимания смысла (выделение проблем, их решение автором); помочь прийти к осмыслению авторского отношения к изображаемому, постижению художественной идеи произведения.
2. Обучающая и развивающая: продолжать обучение языку словесного искусства; способствовать развитию литературных способностей: эмоциональной чуткости к слову, образной конкретизации и образному обобщению словесных образов; продолжать формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст; расширять культурный кругозор
Эпиграф к уроку:
“Чем больше я читаю Бунина, тем яснее
становится, что Бунин неисчерпаем.”
К.Г.Паустовский.

І. Мотивация учебной деятельности.
Сегодня я хочу познакомить вас с двумя рассказами. Их автор - И.А.Бунин. Почему именно Бунин и почему именно эти два рассказа? 22 октября 2010 года отмечалось 140-летие со дня рождения Ивана Алексеевича Бунина, великого русского писателя, первого нобелевского лауреата в русской литературе. А рассказы, о которых мы сегодня будем говорить, тоже юбиляры. Они написаны 70 лет назад. Первый рассказ - «Красавица».
Это одно из 38 произведений цикла “Темные аллеи”. Этот цикл является центральным событием творчества Бунина последних лет.
Рассказ “Красавица” написан 28 сентября 1940 года. Писателю было 70 лет. Он уже прошел через многое, испытал и увидел еще больше, он опытный и мудрый человек, признанный миром художник. И рассказ, состоящий из 5 абзацев… Казалось бы, простой сюжет.
ІІ. Аналитико-интерпретационная деятельность
1. Анализ рассказа «Красавица»
“Что же там исследовать?” – спросите вы. Между тем, именно эти два названных выше фактора: мудрость писателя и незамысловатость сюжета – дают нам стимул для глубокого анализа рассказа. Ну не мог И. А. Бунин рассказать только об этом. Этот рассказ – айсберг. А у айсберга большая часть скрыта под водой. И мы с вами начинаем “погружение” в произведение.
• Какие у вас ассоциации со словом «красавица»?
Красивый:
1. Доставляющий наслаждение взору, приятный внешним видом, гармоничностью, стройностью, прекрасный…
2. Полный внутреннего содержания, высоконравственный…
3. Привлекающий внимание, эффектный, но бессодержательный…”.

Чтение рассказа учителем
• Ваше впечатление от рассказа? Настроение произведения? Почему?
• Сколько персонажей в рассказе?
• Сколько каждому персонажу автор уделяет внимания? (работа в группах – чиновник – красавица – мальчик)
В этом рассказе чаще встречаются следующие существительные: красавица – 4 раза, чиновник-отец – 4 раза, мальчик-сын – 4 раза, дом – 3 раза.
• Как можно определить, о чем это произведение?
• Что бросается в глаза при чтении первого абзаца?
• Почему первое слово в первом предложении именно чиновник, а не вдовец?
• Какой прием использует автор в первом абзаце?
• Какова роль антитезы? В чем выражается противоположность этих персонажей?
Чиновник Красавица
Вдовец, пожилой, чиновник казенной палаты Молоденькая, красавица, дочь воинского начальника
Молчалив, скромен, говорил несколько сипло и, если хотел сказать что-нибудь погромче, срывался в фистулу Знала себе цену
Худой, высокий, чахоточного сложения Невелика (почему?), отлично и крепко сложена, хорошо одета
Носил очки цвета йода Взгляд имела зоркий
Неинтересен… как множество губернских чиновников

• Что замечательного в описании внешности чиновника, можно ли определить авторское отношение к персонажу?
• Что известно о его прошлой жизни? Почему автор сообщает, что красавица – дочь воинского начальника?
• Объясните, почему автор говорит «спокойно возненавидела»?
• Как можно объяснить поведение отца?
• Назовите эпитеты в последнем предложении второго абзаца? Почему предложение построено именно так: «И мальчик, от природы живой, ласковый, стал в их присутствии бояться слово сказать, а там и совсем затаился, сделался как бы несуществующим в доме.»? Почему в предложении не обычные определения «от природы живой, ласковый мальчик», а именно обособленные определения? Что изменилось бы от порядка слов в предложении?
• Проследите, как меняется место для сна у мальчика? Отцовская спальня – диванчик в гостиной – на полу между диваном и кадкой с пальмой. Расширяется или сужается пространство? Почему?
• Почему красавица приказала, стелить ему на полу?
• Как отреагировала на беспокойный сон мальчика? Как должна была отреагировать?
• Обратите внимание, как красавица обращается к горничной? О чем это свидетельствует?
• Сколько времени прошло от свадьбы до «переселения» мальчика на пол?
• Почему в кадке именно пальма, а не какое-нибудь другое растение? Символ?
• Где проводит целые дни? Символом чего может быть уголок, в котором мальчик «смиренно сидит»?
• Что рисует? Почему? Почему не на бумаге, а на грифельной доске?
• Сколько у него книг? Как читает, почему?
• Чем еще занят? Почему здесь возникает такая художественная деталь, как окна?
• Найдите в тексте слова, отражающие жизнь мальчика. Что общего между этими словами? Уголок, домики, книжечка с картинками, постелька, добришко.
• Обратите внимание на звуковой состав последнего абзаца. Какие звуки встречаются чаще всего? Какова роль свистящих и шипящих звуков? (шепот, тихий говор). Почему?
В этом рассказе Бунин остается верным себе исследователем звука. Одиночество, тоску, уединенность он передает через свистящие и шипящие звуки “С” и “Ш”. В четвертом абзаце, где описывается душевное состояние мальчика, его существование в полной изоляции, эти звуки встречаются соответственно 37 и 13 раз.
Возьмем, например, предложение и отметим все названные звуки. “И мальчик, в Своем круглом одиночеСтве на вСем Свете, заЖил СоверШенно СамоСтоятельной, СоверШенно обоСобленной от вСего дома Жизнью, - неслыШной, незаметной, одинаковой изо дня в день: Смиренно Сидит Себе в уголке гоСтиной, риСует на грифельной доСке домики или Шепотом читает по Складам вСе одну и ту Же книЖечку С картинками, купленную еще при покойной маме, Смотрит в окна…” Эти же звуки встречаются 20 ра
В этом же предложении “И мальчик, в свОем круглОм ОдинОчестве на всем свете, зажил сОвершеннО самОстОятельнОй, сОвершеннО ОбОсОбленнОй От всегО дОма жизнью, - неслышнОй, незаметнОй, ОдинакОвОй изО дня в день: смиреннО сидит себе в угОлке гОстинОй, рисует на грифельнОй дОске дОмики или шепОтОм читает пО складам все Одну и ту книжечку с картинками, купленную еще при пОкОйной маме, смОтрит в Окна…” …” преобладает гласный звук “О” (24 раза) – и возникает ощущение “круглого одиночества”, замкнутости
Именно эти звуки ассоциируются с маленьким одиноким мальчиком, вызывают теплоту, мягкость, которые исходят от сочувствующего своему герою автора. Вот так умеет играть звуком И. А. Бунин.

• Почему рассказ назван именно так? В нем же больше места отведено мальчику?
2. Анализ рассказа И.А.Бунина «Дурочка»
В тот же день 28 сентября 1940 года И.А.Бунин пишет еще один рассказ. Название его «Дурочка».
ДУРА, 1. Бранно. Глупая, тупая женщина. 2. Разг. Помешанная; юродивая. Деревенская д. 3. В старину: придворная или домашняя шутиха, развлекавшая господ. < Дурочка, -и; ж. Уменьш. Ласк. Наивная, молодая д.
Чтение текста учителем.
• Обратите внимание на первые слова в рассказе? Почему именно дьяконов сын, а не сын дьякона?
• Кто такой дьякон?
Дьякон — священнослужитель, относящийся к первой, низшей ступени духовенства. “Диакон имеет благодать непосредственно участвовать в совершении священником или архиереем таинств, но не может совершать их самостоятельно (кроме крещения, которое могут при необходимости совершать и миряне); во время богослужения диакон приготавливает священные сосуды, возглашает молитвы, содержащие просьбы и обращения к Богу” (Покровский Д. Словарь церковных терминов.)
• Как соотносятся понятия «будущий священник» и «подсматривал»? Здесь нужно учесть: православным священникам разрешено жениться, иметь детей, но первая женщина должна стать женой до конца жизни.
• Кто же стал жертвой семинариста? кухарка, нищая, безродная девка, слывшая дурочкой. Объясните значение всех этих слов. Что значит «слывшая»?
• Кого боялась?
• Если против её воли, почему никому не рассказала?
• Откуда все узнали, чей это мальчик?
• Почему семинарист «видеть не мог его от злобного стыда за свое прошлое: жил с дурочкой»? Почему злость на ребенка, а не на самого себя?
• Обратите внимание, почему слово «блестяще» взято в кавычки? Это цитата из уст дьякона или авторская ирония?
• Зачем позвали гостей? Почему уточняется, что именно к чаю, а не к обеду, например?
• Какими словами автор описывает звуки, которые издал граммофон? Почему звуки звериные? Как гости слушают музыку? «с улыбками удовольствия» Действительно ли это было приятно? Что еще свидетельствует об игре, навязанной дьяконом?
• Почему все растерялись от неожиданности? Что было неожиданного?
• Почему автор говорит, что шепнула «сдуру»?
• Как кухарка относится к своему сыну? Знает, как отец относится к мальчику, почему отправила его плясать при гостях?
• Почему семинарист повел себя именно так, ведь все знали, что он отец ребенка?
• Почему дьякон с женой не настояли на том, чтобы кухарка осталась в доме?
• Почему «не посмели ослушаться»?
• Почему в семье священника ее с ребенком не оставили Христа ради, а в деревнях и селах чужие (!) люди подают ей милостыню. Почему она, прося милостыню, молчит?
• Почему она идет босиком, а сын в «ее старых башмаках»?
• Почему только в конце рассказа автор говорит о том, что мальчик был урод?
• Как вы думаете, случайно ли мальчик родился уродом? Сейчас современные учёные, врачи говорят, что здоровье человека зависит и от того, в каком состоянии, с какими эмоциями его зачали родители. Какие эмоции были у родителей мальчика во время первой близости, последующих? Отец всегда презирал кухарку и испытывал животную страсть: на месте дурочки могла быть любая женщина.
• Вспомните во время расправы над мальчиком дьяконов сын сравнивается с тигром, почему именно тигр? Почему же тогда тигр родил кабана?
• Обратите внимание на слова «блестяще, блестящий» - «блестяще закончил курс» - блестящее будущее – очень блестящие глазки у мальчика. В чем разница между этими словами? Какие из них настоящие?
• Какими словами на протяжении всего рассказа автор называет главную героиню? кухарка, нищая, безродная девка, слывшая дурочкой – мать – кухарка. Когда последний раз автор называет ее дурочкой?
• Сколько раз мы слышим ее голос? Почему?
• Как автор относится к своей героине? А к мальчику? Зачем нужна последняя фраза?
• Почему мы не видим открытой авторской оценки семинариста?
• Изменился бы смысл рассказа, если бы отец мальчика был не из семьи священнослужителя и сам не готовился бы к сану?
ІІІ.Рефлексия
• Что объединяет два рассказа, написанные Буниным в один и тот же день: «Красавица» и «Дурочка»? Чем противопоставлены обе героини?
• Почему в рассказах нет имен?
• Из-за чего страдают дети?
• Где и в чём вы видите авторское присутствие? Автор - хроникёр или комментатор?
• Как относится к героям?
• Почему 70-летний автор, проживший жизнь, знаменитый, нобелевский лауреат пишет рассказы, в которых главными героями являются дети? Почему эти рассказы включены в цикл «Темные аллеи», о котором критики писали: «Это единственная в своем роде в русской литературе книга, где все - о любви. Здесь есть и грубоватая чувственность, и игривость, но сквозным лучом проходит тема чистой и прекрасной любви. “Дух проникает в плоть и облагораживает его”, “Там, где я стою, не может быть грязно”, - говорит Любовь устами автора»?
• Над каким вопросом мог размышлять автор, сочиняя данный рассказ? Есть ли ответ автора?
• Объясните слова К.Паустовского, вынесенные в эпиграф сегодняшнего урока.
IV. Домашнее задание: Ответить на вопрос «Над чем заставил задуматься в своих рассказах И.А.Бунин?»
Категорія: Методична скарбничка | Додав: Marina (22.01.2013)
Переглядів: 363 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2016
Безкоштовний хостинг uCoz