"Жизнь всегда даёт что-то взамен..." Урок за оповіданням Р.Д.Бредбері - Авторські уроки із світової літератури - Зал засідань - Зал засідань - Вітальня Клубу гуманітарників "Учитель року"
П`ятниця, 09.12.2016, 14:35
Вітаю Вас Гість RSS
Вітальня Клубу гуманітаріїв "Вчитель року"

Сайт Всеукраїнської громадської організації «Клуб учасників конкурсу "Вчитель року" в гуманітарних номінаціях»


ГоловнаЗал засіданьРеєстраціяВхід
Меню сайту
Форма входу
Категорії розділу
Авторські уроки із світової літератури [10]
Уроки до курсу "Художня культура" [0]
Методична скарбничка [4]
Життя сайту
Пошук
Головна » Статті » Зал засідань » Авторські уроки із світової літератури

"Жизнь всегда даёт что-то взамен..." Урок за оповіданням Р.Д.Бредбері
Методичний коментар

Ім’я Рея Дугласа Бредбері найчастіше асоціюється з фантастикою, однак у його творчості є збірка цілком реалістичних «Грінтаунських оповідань». Пропоную для уроку додаткового читання оповідання «A Story of Love», в російському перекладі «Рассказ о любви». Тип уроку я визначила як урок прогнозованого читання, хоча за методикою це ближче до уроку «повільного читання», або як визначають російські вчителі початкових класів «чтение пешком»: «в начальной школе надо учить медленному чтению художественного текста, т.е. ребенок должен продумать в ходе чтения смысл каждого слова, уметь задавать вопросы и находить ответы на них здесь же, в тексте, уметь соразмышлять и сопереживать, а также он должен уметь делать элементарный анализ прочитанного. Нужно понимать, что мы учим ребенка читать не для нас, взрослых, а для себя самого. А значит, его нужно научить понимать чужие мысли, заключенные в тексте, извлекать из текста тот смысл, который в него вложил автор, почувствовать то, что чувствовали герои произведения». Мені такий метод здався цікавим, і ми читали оповідання невеликими смисловими блоками.
Урок розрахований на 1 годину. Вважаю за доцільне провести його в 10 або 11 класі.

Тема: Особенности изображения человеческих чувств в «Рассказе о любви» Рэя Дугласа Брэдбери
Цель: познакомить учащихся с рассказом Брэдбери, определить особенности стиля писателя, выяснить смысл личностной драмы в произведении, раскрыть художественные особенности произведения и авторскую точку зрения на изображаемые события; продолжать формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст; формировать коммуникативную культуру.
Тип урока: урок прогнозированного чтения.
Оборудование: текст рассказа, распечатанный смысловыми блоками, портрет писателя.
Литература:
1. Гузь О. Подорож у текст. – м.Кіровоград: Інформаційна мережа, 2004. – С.12-14.
2. Полная энциклопедия символов и знаков. – Минск: Харвест, 2008. - С.377.
3. http://raybradbury.ru/library/story/51/9/1/

І. «Вызов»
Сегодня я предлагаю вам прочесть и внимательнее всмотреться в текст одного небольшого рассказа. Название его я пока сказать не могу, но с удовольствием сообщу имя автора - Рэй Дуглас Брэдбери.
• Что вам известно об этом писателе?
• Какие ассоциации возникают у вас с именем этого писателя?
• Вспомните названия его произведений.
• Что вы ожидаете от этого рассказа?
ІІ. Сообщение целей урока
- Я предлагаю вам на некоторое время стать соавторами великого американца. Мы будем работать над прогнозированием сюжета его рассказа. Нам предстоит сегодня раскрыть художественные особенности произведения и авторскую точку зрения на изображенные события.
ІІІ. Осмысление текста
1. Чтение до слов «вы никогда не увидите его в компании других детей»
- назовите главных героев рассказа
- что главное, по-вашему, в описании Энн Тейлор, назовите ключевое слово (равновесие)
- какое слово в описании Боба Сполдинга встречается чаще всего (одиночество: «одиноко бродит», «сидит одиноко, глядя на мир», «в одиночестве читающим», « играет сам с собой в шахматы, или подбирает одному ему известную мелодию на черном фортепьяно».
- каким предстают перед читателями Энн Тейлор и Боб Сполдинг?
Прием «цепочка ключевых слов»
Чтобы вам спрогнозировать сюжет, я предлагаю вам цепочку ключевых слов:
• Комната заполнилась светом
• Классные доски
• Книги
• Друзья
• Шорох страниц
• Последняя парта
• Бабочки
• Встречал неподалеку от дома
• Не в состоянии вызвать отвечать
• Все это плохо
• На здании суда пробили часы
• Глупо судить о человеке по его росту
• Ничего не могу с собой поделать
• Жизнь всегда дает что-то взамен
• Всегда о вас помнить
• Теперь я старше вас
• Все в природе находится в равновесии
Попробуйте на основе ключевых слов написать сюжет
2. Чтение до слов «Он нехотя побрел к двери и вышел из класса».
- как Боб отреагировал на появление новой учительницы?
- какая художественная деталь говорит об этом особенно ярко? (шарик из жеваной бумаги)
- почему шарик упал на пол?
Обратите внимание на слова, определяющие действия Боба:
• Принес ведро и тряпку и начал мыть классные доски
• Сказал, не отрываясь
• Смущенно остановился
• Молниеносно разделался с досками
• С неистовым усердием бросился вытряхивать тряпки
• Все не уходил
• Нехотя побрел и вышел
О чем говорят эти глаголы? Можно определить настроение мальчика?
3. Чтение до слов «Можно вас попросить кое о чем, мисс Тейлор?»
Обратите внимание на слова: «он очутился именно в тот момент, когда она выходила» ОЧУТИТЬСЯ- Неожиданно попасть куда–н., оказаться где–н.
Почему неожиданно?
Чья это точка зрения: Боба или Энн?
Почему она не удивилась?
Как автор определяет разницу в росте персонажей?
Почему не оговаривает эту разницу специально?
Как вы думаете, почему всю дорогу они молчали?
Кто первый называет их друзьями? Почему?
Почему не Энн?
Какие звуки мы «слышим» в описании класса?
Царила тишина
тихой кошачьей поступью шлепаются одна о другую тряпки
вода капает с губки
шорох переворачиваемых страниц
скрипение пера
жужжание мухи
тишина продолжается
Боб тихо сидит, молча смотрит
Почему автор подчеркивает тишину всеми звуками: капель воды, скрипение пера, шорох страниц, жужжание мухи?
Почему разговаривали не в школе?
Почему он решил стать писателем?
Как объяснить слова: «я иначе не могу»? Почему?
О чем, по-вашему, Боб может попросить мисс Тейлор? Почему?
4.Чтение до слов «…прежде чем снова возвратиться к своим тетрадям».
Ожидали вы такого продолжения?
Что нового в характере Боба открыло для вас его увлечение?
Какие книги он читал?
В романе «Большие надежды» (1861) Диккенс касается мучительных для него явлений деградации личности, погубленной ложными идеалами.
В творчестве Киплинга главная мысль о не тронутой цивилизацией первоначальной жизни с ее обнаженно простой и очевидной иерархией ценностей.
Эдагр Аллан По – родоначальник детективного жанра, автор стихотворений, где лирический герой-одиночка противопоставлен обществу.
Как она поняла, от кого бабочка на столе?
Чья точка зрения: «он сидел, уставившись в книгу; не читая, а просто уставившись»
Почему не могла вызвать его отвечать?
Где разрешала себе на него посмотреть? Почему не на улице?
5. Чтение до слов «Так закончился этот день».
Обратите внимание на разделительный знак в предложении «он вдруг поднял глаза, а на берегу, у самой воды, — мисс Энн Тейлор», хотя в оригинале «when he looked up and there on the edge of the return stream was Miss Ann Taylor» тире нет. Почему переводчик решил, что в этом предложении должно быть тире? (тире – как знак неожиданности, быстрой смены действий).
Какова роль повтора фразы: «А знаешь, я не удивлена», - «А знаете, я не удивлен»?
Боб в разговоре с Энн произносит фразу: «Считается, что все это плохо, — сказал он потом. — А почему, понять не могу». Кем считается? Почему он не может понять, что в этом плохого?
6. Чтение до слов «посмотрела на часы и отложила ручку».
Как вы думаете, почему в рассказе автор говорит, что часы на здании суда?
Какова роль эпитетов к слову гул, почему между ними стоит запятая, как между однородными. Сравните с оригиналом: «It was a block away and this great bronze boom shuddered one's body and made the ash of time shake away off your bones and slide through your blood, making you seem older by the minute.»
Зачем автор использует приём антитезы в этом эпизоде: «блаженная тишина - бронзовый, тяжкий гул».
Как вы думаете, к каким событиям может быть экспозицией описание звона часов? В чем символический смысл образа часов?
ЧАСЫ — символ времени и движения, вечного и имеющего свой предел.// Словарь символов.
7. Чтение до слов «вам не нужно меня никуда переводить»
Как Энн Тейлор объясняет возникновение отношений между нею и Бобом?
Почему именно в этом разговоре возникает образ «нашего мира»? Кому этот мир «наш»: Бобу или Энн.
Давайте попробуем схематично изобразить художественные миры в этом рассказе. Напомню, «мой, наш мир» - это мир, где герой чувствует себя хорошо, комфортно; «чужой» - враждебный.
Работа в группах: ищем доказательства «своего» и «чужого» миров для Боба и Энн.
«свой» «чужой»
Первое знакомство Казалось, вся комната вдруг заполнилась светом, как будто кто-то отодвинул крышу; а деревья зазвенели от птичьих голосов.
Две недели после знакомства в классе царила такая тишина, какая бывает только в четыре после полудня,
В классе: «она ловила себя на том, что долгие мгновения смотрит на него» На улице: «когда они шли в школу или из школы, она не могла на него посмотреть».
Однажды субботним утром Они пошли к озеру и сидели на песке, их овевал теплый ветерок, играя волосами и кружевными оборками блузки мисс Тейлор, а Боб сидел чуть поодаль; они ели сэндвичи с ветчиной и пикулями и торжественно пили апельсиновую шипучку.
— Ух, до чего ж здорово, — сказал он. — В жизни не было так здорово. Считается, что все это плохо, — сказал он потом. — А почему, понять не могу. Мы просто гуляли, ловили всяких там бабочек, раков, ели сэндвичи. Но если б папа с мамой узнали и ребята тоже, мне б здорово досталось. А другие учителя, наверное, тоже над вами бы смеялись, да?

Во вторник вечером В тишине класса, Боб, довольный, словно это блаженство будет длиться вечно, старательно вытирал доску, а мисс Тейлор проверяла тетради так, будто она тоже вечно будет сидеть здесь, в этой особой, мирной тишине и счастье Вдруг на здании суда пробили часы. Их бронзовый, тяжкий гул доносился из соседнего квартала, заставляя все твое тело содрогнуться, стряхивая с костей прах времени, проникая в самую кровь, отчего казалось, ты стареешь с каждой минутой. Оглушенный этими ударами, ты невольно ощущаешь разрушительное течение времени
Последний разговор мы с тобой самые лучшие, самые большие друзья на свете. я реально оцениваю в тебе незаурядного и очень хорошего человека, Боб. Но в нашем мире, Боб, это не в счет, разве что если речь идет о человеке взрослом
если б я был на десять лет старше и на пятнадцать дюймов выше, все было бы по-другому. Но ведь это же глупо судить о человеке по его росту
Может быть, когда-нибудь в какой-нибудь идеальной стране, Боб, люди научатся так точно определять душевный возраст человека, что смогут сказать: «Это уже мужчина, хотя физически ему всего тринадцать лет; каким-то чудом, по какому-то счастливому стечению обстоятельств, он — мужчина с присущим мужчине сознанием своей ответственности, своего положения, своего долга». Но пока, Боб, боюсь, нам придется мерить все годами и ростом, как делают обычно в нашем обычном мире.
— Мне это не нравится, — сказал он.

Вывод: то, что Энн называла « нашим, обычным миром», на самом деле, для наших героев чуждо и враждебно.
Как вы думаете, почему Боб сказал, что его не нужно никуда переводить?
8. Чтение до слов: «… рука ее двигалась вверх-вниз, вверх-вниз».
О чем говорит мальчик: «Когда же все это успело случиться?»
Почему их чувства называет любовью именно Энн, а не Боб? (Она старше, больше видела в жизни)
Объясните слова Энн: «Я хочу, чтобы ты помнил: жизнь всегда что-то дает взамен. Всегда, иначе невозможно было бы жить. Сейчас тебе плохо, и мне тоже. Но что-то непременно произойдет, и все встанет на свои места. Ты веришь?»
Почему для нее так важно, чтобы все встало на свои места? (В этом суть ее жизни, вспомните первые слова автора о ней: «А те редкие дни, когда все в природе находится в равновесии, как кленовый лист, поддерживаемый дуновениями ветерка, те дни были похожи на Энн Тейлор, и по справедливости в календаре их следовало бы назвать ее именем»)
Как вы думаете Энн и Боб еще встретятся?
Чем автор мог бы закончить этот рассказ?
9. А теперь послушайте, авторский вариант.

Почему, по-вашему, автор не оставил Энн Тейлор в живых? (Она осталась во враждебном для себя мире, не смогла жить без любви, не смогла противостоять нравам Гринтауна. Это вполне логичный финал в таком художественном мире.)
Обратите внимание на предложения: «После полудня он пошел на кладбище и отыскал надгробный камень с надписью: «Энн Тейлор, родилась в 1910, умерла в 1936». И он подумал: «Двадцать шесть лет. Вот, теперь я старше вас на три года, мисс Тейлор». Почему так важно, что теперь он старше? Когда он отправился на кладбище? Почему автор уточняет время его пребывания на кладбище: «после полудня»? (встреча произошла в то же время, что и 16 лет назад: ближе к вечеру.
Как вы думаете, почему второй и последний абзац рассказа очень похожи? Чем отличаются? Почему именно сейчас автор называет полное имя Боба – Роберт Сполдинг? Стал взрослым, и имя взрослого человека: не Боб, а Роберт. Случайно ли, что его жена так похожа на Энн? Почему день приезда Роберта в город своего детства назван «Это был один из тех редких дней, когда все в природе находится в равновесии».
Как, по-вашему, автор мог бы назвать этот рассказ?
В переводе Ольги Акимовой его название звучит как «Рассказ о любви». В оригинале «A Story of Love».
Можно ли понять, как автор относится к своим героям?
Какое слово главное в названии?
Почему в на первом месте слово «рассказ», а не «любовь»?
Напомню, что автор этого произведения - один из самых знаменитых писателей-фантастов ХХ века, американец Рэй Дуглас Брэдбери.
V. Обобщение и рефлексия
Понравился ли вам рассказ?
Похож ли он на те произведения Брэдбери, которые вы читали раньше?
Давайте вернемся к нашей цепочке ключевых слов, какие, по-вашему, самые важные в этом рассказе?
Как бы вы определили главную мысль этого рассказа?
В чем особенность художественного мира в этом произведении?
Как можно было бы сформулировать тему сегодняшнего урока?
VI. Домашнее задание
Дать письменный ответ на вопрос «В чем особенность изображения человеческих отношений в рассказе Рэя Брэдбери «A Story of Love»?»
Категорія: Авторські уроки із світової літератури | Додав: Marina (22.01.2013)
Переглядів: 729 | Коментарі: 15 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2016
Безкоштовний хостинг uCoz